Видео-уроки игр Антологии

Представляем видео-уроки 20 игр "Антологии игр народов России"- в методических материалах (текст) и в видео-роликах.

Ссылка для просмотра видео-уроков: https://youtu.be/aooPv5lP--E 

Ссылка для скачивания видео: https://yadi.sk/d/88iupPFJHu8MZg 

В видео-уроках правила игр и примеры проведения.

ТЕКСТ: Методические рекомендации

Антология игр народов России

Правила проведения, схемы площадок, реквизит

 

Антология – список игр 

Русские народные игры.

1. Бояре.

2. Путаница.

3.Салки.

4.Третий лишний.

5.Золотые ворота.

6. Вышибалы.

7.Лапта.

8.Городки (для детей).

Башкирские народные игры.

 9. Круговые жмурки.

10.Чиж.

Бурятские народные игры.

11.Верблюжонок.

Марийские народные игры.

12.Биляша.

Осетинские народные игры.

13. Игра с прыжками.

Татарские народные игры.

14. Иноходец.

Удмуртские народные игры.

15.Удмуртские горелки.

16. «Стой!» (собачки)

Чеченские народные игры.

17. Шапка.

Чувашские народные игры.

18. Хвосты.

19. Колечко

Якутские народные игры.

20. Удар по мячу.

Введение

Межнациональный проект «Антология игр народов России» – это программа создания коллекции игр и методик, изготовление комплектов реквизита, подготовка ведущих игр и знакомство детей с народными играми.

Одна из исторически сложившихся ценностей традиционной национальной культуры – народные подвижные игры, в которых проявляются самобытность и многообразие национальных особенностей. Поэтому важно не утерять, вспомнить и воссоздать игры народов России.

Подвижные игры развивают память, мышление, внимание; формируют моральные, волевые, нравственные качества личности ребёнка – солидарность, разделение ответственности, управление эмоциями, творчество, инициативность, смелость, решительность, организованность, привычку действовать самостоятельно; развивают ребёнка физически – тренируют силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость.

В условиях современной цивилизации происходит резкое снижение двигательной активности детей и подростков (из-за увлечения компьютерными и телефонными играми), поэтому так важны подвижные игры.

Существует проблема недостаточного знания детьми и молодёжью культур и традиций народов России. В России проживают представители 193 национальностей. Дети в России мало знают национальную культуру своего народа и практически совсем не знают культуру и традиции других народов России. Важно граждан страны с детства учить принципам межнациональной дружбы, прививать уважение к традициям и культуре народов России, знакомить с разными национальностями в практических занятиях, интересных детям. Самой привлекательной и эффективной формой досуга и развития детей являются игры. Игры – простой способ вхождения в культуру каждого народа, стимулирующий к дальнейшему изучению традиций и обычаев этноса. Однажды приобщившись к культуре народа, дети начинают относиться к народу, как к части своей культуры нашей многонациональной страны.

Реализация Проекта позволит пополнить и сохранить знания о культуре народов России, создать инструмент для занятий с детьми по национальным традициям, передать методики и навыки педагогам и детским учреждениям в регионах России, поможет спортивному и культурному развитию детей, налаживанию коммуникации между сверстниками, создаст повод для подвижного активного отдыха детей, укрепит межнациональную дружбу народов России.

В сборник вошли народные игры: России, Башкортостана, Бурятии, Марий Эл, Осетии, Татарстана, Удмуртии, Чечни, Чувашии, Якутии.

При отборе игр мы руководствовались следующими позициями:

- могут проводиться на любой площадке (в помещении или на уличной площадке),

- не привязаны ко времени года,

- ориентированы на детей школьного возраста.

Игры для этого возраста имеют усложнённый смысловой характер, возможность проявления творчества, мышления, собственного «Я» в коллективных действиях, чувство ответственности за свои и коллективные действия, развивает тактику индивидуальных и командных действий.

Мы исключили силовые игры, поскольку физическое развитие школьников разное, и игры, в которых дети могут получить травмы. Собранные нами игры рассчитаны на широкую аудиторию, без специального отбора участников.

В Антологию входят игры индивидуальные, коллективные, командные.

Надо отметить, что многие старинные игры похожи у разных народов и имеют свои национальные разновидности.

Параметры игры

В собранных нами играх относительными и примерными являются: границы возраста, количество участников, размеры площадок (мы указываем минимальные необходимые размеры).

Выбор игры проводится в зависимости от места и контингента участников. Необходимо убрать всё лишнее с площадки, проследить за наличием удобной одежды и, главное, обуви у участников игры.

Физические нагрузки могут регулироваться продолжительностью игры, размером площадки, количеством участников.

Перед игрой необходимо определить количество участников, время игры, подготовить площадку и реквизит, сформировать команды, равные по силе (например, игроки выстраиваются по росту и рассчитываются на «1-й» и «2-й»; «1-е» – одна команда, «2-е» – другая), выбрать капитанов (по жребию или по считалке), если это необходимо. Важно чётко объяснить правила и роли участников.

В процессе игры необходимо наблюдать за её ходом, объективно и честно оценивать игроков, фиксируя ошибки и поддерживая слабых. По окончании – подвести итоги, поощрить участников.

Считалки

 

  1. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ёй-ёй,

Умирает зайчик мой!

Принесли его домой,

Оказался он живой!

 

  1. Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана:

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить.

 

  1. На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

 

  1. Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три.

Королевой будешь ты!

 

  1. Плыл по морю чемодан.

В чемодане был диван,

На диване ехал слон.

Кто не верит – выйди вон!

 

Русские народные игры

1. Бояре.

Игра командная.

Площадка 10 Х 10 метров. Реквизит – нет.

Количество игроков – от 10 до 20.

Игроки делятся на две равные команды (желательно: команда мальчиков и команда девочек), которые становятся шеренгами на крайних линиях площадки. Команда мальчиков начинает, двигаясь шеренгой (игроки держатся за руки) вперёд со словами: «Бояре, а мы к вам пришли», назад: «Молодые, а мы к вам пришли!». Команда девочек – вперёд: «Бояре, а зачем пришли?», назад: «Молодые, а зачем пришли?». Мальчики: «Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна!». Девочки: Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?» Мальчики совещаются, выбирают «невесту» и идут, показывая на выбранную «невесту»: «Бояре, нам вот эта нужна, молодые нам вот эта нужна!». «Невеста» садится на корточки посередине площадки. Девочки: «Бояре, она дурочка у нас! Молодые, она дурочка у нас!» Мальчики: «Бояре, а мы плёточкой её, молодые, а мы плёточкой её». Девочки: «Бояре, она плёточки боится, молодые, она плёточки боится». Мальчики: «Бояре, а мы пряничком её, молодые, а мы пряничком её». Девочки: «Бояре, у ней зубки болят, молодые у ней зубки болят». Мальчики: «Бояре, не валяйте дурака! Отдавайте нам невесту навсегда!» «Невеста» разбегается и старается разорвать цепь мальчиков. Если разрывает, забирает в свою команду кого-нибудь из команды мальчиков. Если не разрывает, остаётся в команде мальчиков. Затем то же проделывает команда девочек. И так далее, пока у одной из команд будет большое численное преимущество – команда победитель.

2. Путаница.

Игра коллективная. Площадка 5 Х 5 метров и более.

Реквизит – нет. Количество игроков – от 4 до 10.

Выбирается один водящий – «распутыватель», он поворачивается спиной к игрокам.

Остальные участники становятся в круг, крепко взявшись за руки. Затем начинают запутываться: поворачиваются, переступают через сцепленные руки, пролезают под руками, пока не образуется один большой узел. Во время запутывания, игроки не могут размыкать и перехватывать руки. Ведущий может им помочь запутаться. «Распутыватель» поворачивается и распутывает узел. Если у него получилось, выбирается следующий «распутыватель», а предыдущий встаёт в круг с игроками.

Можно распутывать на время.

 

3.Салки.

Игра коллективная. Площадка 10 Х 10 метров и более.

Реквизит – нет. Количество играющих – от 3 до 20.

Выбирается водящий – «салка». Игроки разбегаются в пределах площадки. Салка объявляет: «Я - салка» и начинает ловить (салить - дотронуться) играющих в пределах площадки. Игрок может крикнуть: «Дай руку!». Если игроки взялись за руки, их салить нельзя. Если к ним присоединяется третий, то крайнего можно. Ведущий считает до 3-х — пары размыкаются. Осаленный становится салкой.

 

4. Третий лишний.

Игра коллективная.

Площадка 5 Х 5 метров и более.

Реквизит – нет.

Количество играющих – от 8 до 30.

 

Выбирают 2х водящих. Игроки становятся парами (один позади другого) по кругу лицом к его центру. Двое водящих – за кругом. Один убегает, другой ловит. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда «третий лишний» (последний) убегает вместо убегающего. Если догоняющий салит убегающего, они меняются ролями.

Убегающему нельзя мешать.

 

 

  1. Золотые ворота.

Игра коллективная.

Площадка 5 Х 5 метров и более.

Реквизит – нет.

Количество играющих – от 6 до 20.

Выбираются два игрока: «Луна» и «Солнце». Они встают воротами: лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх.

Остальные игроки, держа за руки друг друга, вереницей проходят через ворота, образуя круг. В это время Луна и Солнце говорят:

«Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз – прощается, второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!»

Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто оказался в них.

Игрокам нельзя останавливаться перед воротами и расцеплять руки.

Пойманные игроки выбывают из игры. Последние два игрока, оставшиеся в веренице, становятся Солнцем и Луной. Игра начинается сначала.

6. Вышибалы.

Игра командная.

Площадка 8 Х 4 метра и более.

Реквизит – мяч от 15 см в диаметре до волейбольного (не тяжёлый и не жёсткий).

Количество играющих – от 8 до 40.

 

Игроки делятся на две равные команды. Одна «водящая» команда, разделённая пополам, встаёт по обе узкой стороны площадки. Другая «полевая» – внутри площадки.

По сигналу ведущего команда начинает игру: игроки «водящей» команды бросают мяч, стремясь попасть в одного из игроков «полевой» команды (нельзя бросать в голову), а те, увёртываются от мяча или стараются его поймать. Если игрок осален мячом, он выбывает из игры. Если мяч пойман, выручают одного выбывшего.

Если мяч попал в игрока после отскока о землю, это не считается.

Играют на время или до выбывания всех «полевых» игроков. Затем команды меняются местами.

 

  1.  Лапта.

Игра коллективная.

Площадка 30-50м - длина 20-30м - ширина.

Реквизит – небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта –  плоская палка с ручкой общей длиной 60см и шириной – 5-6см. Количество играющих – от 8 до 30.

На площадке проводят две параллельные линии – «дом» и «кон». Между ними 30-50 метров – поле. Игроки делятся на две равные команды – «водящие» и «метальщики». За линией «дома» стоят «метальщики», один из них – «подавальщик», он стоит в двух шагах от «метальщика» и набрасывает ему мяч. «Метальщик» лаптой отбивает мяч как можно дальше (3 попытки), кладёт биту и бежит через поле до линии «кона» и возвращается обратно в «дом». «Водящие» в поле ловят отбитый мяч и стараются им осалить бегущего. Им разрешается перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния. Если «метальщик» успел добежать до «дома» не осаленным, то может снова бить по мячу.

Если «водящие» осалили «метальщика», то вся команда «водящих» бежит за линию «дома». Осаленный «метальщик» подбирает мяч и пытается осалить в поле одного из убегающих «водящих». «Метальщик» в поле может сделать это сам или передать мяч кому-либо из своей команды.

Если все «водящие» достигли линии «дома» не осаленными, то команды меняются местами и ролями.

Если одного из «водящих» осалили, то «водящие» остаются в поле, осаленный «метальщик» отправляется за линию «кона», а из «дома» бьёт по мячу новый «метальщик».

 

8. Городки (для детей).

 

Игра индивидуальная.

Площадка – 13 Х 3 метров.

Реквизит – 5 городков – короткие круглые чурки одинакового размера (длина 12-15см, диаметр 3-4см); бита–круглая палка (длина 70-80см, диаметр 3-5см).

Количество играющих – от 2 до 10.

 

Размер «города» (площадка под фигуры) 2 Х 2 метра,

«кон» (дальнее расстояние для броска) – 10 метров, «полукон» (ближнее расстояние) – 5 м.

 

В процессе игры каждому игроку надо выбить из «города» поочерёдно 10 фигур. Игрок бросает биту (горизонтально, сбоку) в сторону городков, стараясь их сбить и «вынести» из «города».

Городок считается выбитым, если он полностью вылетел за границы «города».

Сначала фигуры выбиваются с «кона». Но если выбит хотя бы один городок, остальные фигуры городков выбивают с «полукона». И только фигура «письмо» всегда выбивается с «кона».

 

10 фигур выбиваются в следующей последовательности:

1. Пушка, 2. Звезда, 3. Колодец, 4. Артиллерия, 5. Ракетка, 6. Пулемётное гнездо, 7. Рак, 8. Серп, 9. Самолёт, 10. Письмо.

Кто по итогам использовал меньше бросков на выбивание 10-ти фигур, тот и победил.

(взрослая спортивная игра «городки» включает 15 фигур)

Городки – схемы фигур

Площадка: кон – 10 м, полукон – 5 метров, город 2х2 м

http://bse.uaio.ru/DE/98/0715009.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движения при броске биты в городки

   Башкирские народные игры

 

 

 9. Круговые жмурки.

Игра коллективная.

Площадка 4 Х 4 и более.

Реквизит – плотный платок.

Количество играющих – от 6 до 20.

 

Выбирается водящий – «Жмурка». Игроки становятся в круг, Жмурка – в центре круга, ему завязывают глаза. Игроки двигаются по кругу, пока Жмурка не крикнет «стой!». Игроки останавливаются, а Жмурка протягивает руку вперёд. За неё берётся тот играющий, на кого направлена рука, и называет имя жмурки (можно не своим голосом). Если Жмурка угадывает, кто это, то меняется с игроком местами и ролью. Если не угадал – водит снова.

Требовать подачу голоса можно до 3х раз, остальные игроки должны молчать.

 

 

10. Чиж.

 

Игра индивидуальная.

Площадка 30 Х 30 метров и больше, квадратная, ровная, твёрдая.

Реквизит – плоская деревянная бита с ручкой, длина биты - 60см, маленькая четырёхгранная палочка - 15см с заострёнными концами и насечками на гранях: одна черта, две, три и крест.

Количество играющих – от 2 до 10.

 

Очерчивается площадка 50 Х 50 см. – «дом». В центр «дома» кладётся «чиж». Очерёдность игроков разыгрывается по сумме рисок, выпавших на верхней грани «чижа», за 5 попыток (крест – 0). Начинает тот, у кого больше сумма.

1й игрок бьёт ребром биты по заострённому концу чижа, чтобы тот подскочил вверх и снова бьёт по чижу в воздухе, чтобы тот улетел как можно дальше. Если игрок попал по «чижу», то получает 1 очко, если нет, то бьёт следующий игрок. Следующий игрок идёт к месту падения «чижа» и оттуда бросает рукой «чижа», стараясь попасть в «дом». Если попадает, то получает 1 очко. Если «чиж» не долетел до «дома», то смотрят на риски на верхней грани «чижа»: количество рисок показывает, на сколько длин «чижа» можно его перекатить в сторону «дома» - один, два или три; если крест – 1 очко игроку и – право следующего удара по «чижу». Если игрок не смог заработать очко, право удара переходит к следующему игроку.

Играют до 10 очков, кто раньше их набрал, тот и победил.

 

Чиж, движения при подаче чижа игроком, размеры биты

 

 

Бурятские народные игры

11. Верблюжонок.

Игра коллективная.

Площадка 5 Х 5 метров и больше.

Реквизит – нет.

Количество играющих – от 10 до 30.

 

Выбираются два водящих: верблюд и верблюжонок.

Игроки встают в круг, держась за руки; верблюд – за круг, верблюжонок – внутри.

По команде ведущего игра начинается: верблюд пытается прорваться сквозь круг и осалить верблюжонка. Верблюжонок уворачивается, его пропускают за пределы круга. Играется на время, далее водящие меняются. Если верблюду в течение этого времени удаётся осалить верблюжонка, они меняются ролями.

Марийские народные игры

 

12. Биляша.

Игра командная.

Площадка 5 Х 5 метров и больше.

Реквизит – нет.

Количество играющих – от 8 до 20.

 

Игроки делятся на две команды и встают шеренгами лицом друг к другу за чертой. Расстояние между командами приблизительно 4 м.

Ведущий определяет, кто начинает. Игрок начинающей команды бежит к другой команде с криком «Биляша!», игроки которой вытягивают вперёд правую руку. Подбежавший хватает любого игрока за руку и старается его перетянуть через площадку и свою линию. Если перетягивает, то делает его своим «пленником» и ставит позади себя.

Теперь игрок другой команды проделывает то же. Если ему удаётся перетянуть игрока, у которого пленник, пленник освобождён и возвращается в свою команду. Игра продолжается до тех пор, пока одна команда не перетянет всех игроков другой команды.

Тянуть можно только за одну руку, другие игроки не могут препятствовать.

Осетинские народные игры

13. Игра с прыжками.

Игра коллективная.

Площадка 3 Х 5 и более. Реквизит – нет.

Количество играющих – от 3 до 30.

Ведущий выбирает двух водящих. Они садятся на землю и вытягивают вперёд ноги так, чтобы ступни касались друг друга (ноги вместе) -1-я позиция. Остальные игроки прыгают по очереди через вытянутые ноги водящих. Тот, кто не смог перепрыгнуть – выбывает. Игра включает 4 варианта преград, через которые надо перепрыгнуть (позиции можно сократить). 2-я позиция: так же, но ноги максимально раздвинуты. 3-я позиция: одна нога каждого из игроков – на его другой ноге. 4-я позиция: ноги игроков максимально подняты вверх и соединены.

Татарские народные игры

 

14. Иноходец.

Игра индивидуальная.

Площадка 2 Х 5 метров и более.

Реквизит – нет.

Количество играющих – от 2 до 20.

Игроки выстраиваются в шеренгу на линии старта. По команде ведущего все одновременно начинают ходьбу «иноходца». Ходьба «иноходца» – особый вид ходьбы, при которой левая ступня стоит на месте на линии старта, а правая нога заходит сзади за левую так, чтобы её ступня оказалась впереди ступни левой ноги, затем – правая ступня остаётся на месте, а левая заносится вперёд так, чтобы её ступня оказалась перед правой и так далее, пока игрок не достигнет линии финиша. Двигаются аккуратно, не спеша, но правильно. Расстояние до финиша должно быть небольшим. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

 

Удмуртские народные игры

15. Удмуртские горелки.

Игра коллективная.

Площадка 3 Х 20 (30) метров.

Реквизит – платок среднего размера.

Количество играющих – от 6 до 10.

 

Ведущий выбирает водящего, который на вытянутой руке, стоя лицом к колонне, держит платок. Несколько пар становятся колонной, одна за другой. Перед ними стоит водящий лицом к игрокам. Игроки задней пары разделяются и бегут с разных сторон к платку, стараясь его взять (водящий отдаёт его беспрепятственно). Взявший платок становится водящим и отступает на 1 метр назад. Игрок, не достигший платка, составляет новую пару с бывшим водящим и встают перед играющими.

Если игроки одновременно подбежали к водящему, платок остаётся у него, а пара встаёт впереди колонны.

Строй играющих постепенно перемещается вперёд, так проходили улицу туда и обратно.

16. «Стой!»

Игра коллективная.

Площадка 8 Х 8 метров и больше.

Реквизит – мяч.

Количество играющих – от 4 до 30.

 

Ведущий выбирает водящего. Игроки образуют круг, в середине которого – водящий. Игроки перебрасывают мяч друг другу мимо водящего, который старается поймать или коснуться мяча. Если ему это удаётся, водящим становится игрок, от которого летел мяч. Если мяч упадёт, то все игроки разбегаются, водящий бежит за мячом, подняв его, кричит: «Стой!».

Тогда игроки замирают, а водящий, не сходя с места пытается попасть в кого-то из игроков.

Если попадёт, они меняются ролями, если промахнётся – снова водит.

Бежать с мячом нельзя.

 

Чеченские народные игры

17. Шапка.

Игра командная.

Площадка 40 Х 5 метров.

Реквизит – палка длиной 1м (стул), шапка.

Количество играющих – от 4 до 20.

 

На площадке устанавливают палку (стул), на неё надевают шапку. По обеим сторонам от неё чертят линии: в одну сторону на 15м, в другую на 20м.

Игроки делятся на две команды и становятся на противоположных линиях друг против друга.

По сигналу ведущего по одному игроку от команды бегут к шапке. Бегущий от ближней линии должен схватить шапку и вернуться на исходное место.

Игрок, бегущий от дальней линии, должен догнать и осалить игрока, убегающего с шапкой, пока тот не пересечёт свою линию.

Убегающий осаленный выходит из игры.

Если догоняющий игрок не догнал и не осалил убегающего, то догоняющий покидает поле игры.

Далее, вместо выбывшего убегающего или догоняющего выходит следующий игрок, игра продолжается. Побеждает тот, кто дольше всех продержался на поле.

Чувашские народные игры

18. Хвосты.

Игра индивидуальная.

Площадка 5 Х 5 метров и больше.

Реквизит – 2 лёгких платка или ленты длиной 30-50 см, 2 прищепки.

Количество играющих – от 2 до 10.

 

Играют парами. Ведущий крепит игрокам платки (ленты) прищепкой либо заправляют за пояс – хвосты. Игроки встают лицом друг к другу в круг диаметром 3-4 метра. По команде ведущего игра начинается: каждый игрок старается «выдрать» хвост у соперника. Выигравшие в парах далее соревнуются между собой.

Нельзя соперника хватать руками, толкать.

 

 

19. Колечко.

 

Игра коллективная.

Площадка 5 Х 3 метра и больше.

Реквизит – колечко (любой мелкий предмет), желательно – стулья по количеству играющих.

Количество играющих – от 5 до 15.

 

Ведущий выбирает водящего. Водящий складывает ладошки лодочкой и помещает между ними колечко. Игроки садятся в ряд или встают и также складывают ладошки лодочкой. Водящий обходит игроков, подходя к каждому со словами: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю!».

Водящий сложенными ладонями проводит между ладонями каждому играющему, делая вид, что кому-то передаёт колечко. Он может сделать несколько кругов, чтобы запутать игроков.

Внезапно водящий останавливается и кричит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

Задача обладателя колечка выбежать из ряда. Задача игроков – попытаться схватить обладателя колечка, не вставая с места.

Если вырваться удалось, игрок становится новым ведущим. Если нет – игра начинается заново.

Руки участников в игре Колечко

 

 

Якутские народные игры

 

20. Удар по мячу.

 

Игра командная или индивидуальная.

Площадка 5 Х 5 метров и больше.

Реквизит – мяч, платок для завязывания глаз.

Количество играющих – от 4 до 10.

 

Игрок становится перед мячом (раньше использовалась набитая шкура), ему завязывают глаза, поворачивают спиной к мячу, и он делает 5 больших шагов от мяча. Затем разворачивается и идёт к мячу. Подойдя к мячу (как игрок считает), ударяет по нему ногой.

Если попадает по мячу – 1 очко.

Затем идёт следующий игрок. Каждый игрок может сделать 3-5 подходов, в зависимости от количества играющих.

Побеждает тот (или та команда), кто набрал большее количество очков.